ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ

И.А.Скворцов, И.В.Нефедова, Е.В.Матвеев, Л.Н.Лебедева, Г.А.Адашинская

Научно-терапевтический Центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности,
ЗАО "ВНИИМП-ВИТА"(НИИ медицинского приборостроения) РАМН
г.Москва.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастными периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Процессуальность поражения нервной системы при некоторых наследственных заболеваниях и хромосомных синдромах, не сопровождающихся дегенерацией или поломом микроструктур нейронов и характеризующихся стационарным или медленно прогрессирующим течением, может напоминать нарушения развития психоневрологических функций (НРПНФ), связанные с воздействием экзогенных факторов. В подобных случаях дифференциальная диагностика НРПНФ наследственного и ненаследственного происхождения может представлять определенные трудности и нередко наследственные заболевания и хромосомные синдромы, сопровождающиеся НРПНФ, остаются нераспознанными в течение первых месяцев и лет жизни.

У 10-20% детей, поступавших на лечение в Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности (НТЦ ПНИ) за последние 2-3 года с диагнозами детского церебрального паралича, умственной отсталости, детского аутизма и другими синдромами нарушения развития психоневрологических функций детальное генетическое обследование (клинические, биохимические, цитогенетические методы, ДНК-диагностика) выявило наследственные заболевания и хромосомные синдромы. Наиболее часто клиникой НРПНФ сопровождаются синдромы Мартина-Белл, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Прадера-Вилли, Сотос, Луи-Барр, Дауна и др. Всего за это время в Центре диагностировано 70 случаев моногенных заболеваний и синдромов, 28 – с мультифакториальной патологией, 34 – с хромосомными синдромами.

Эффективность реабилитации и перспективы обучения детей с задержанным или аномальным развитием психоневрологических функций зависят от многих факторов, но прежде всего от своевременного выявления отклонений от нормы. Диагностическая работа психологов в НТЦ ПНИ включает три направления: 1) психологическое исследование уровня развития психических функций детей; 2) нейропсихологическое изучение преимущественной локализации функциональной недостаточности коры мозга; 3) определение особенностей родительско-детских отношений в диаде “мать-дитя”, личностной характеристики матерей, состояния их психо-эмоциональной сферы.

Для объективной диагностики и стандартизации процедуры определения уровня развития высших психических функций в НТЦ ПНИ разработана формализованная карта “Психологическое обследование детей первых семи лет жизни с нарушениями психоневрологического развития”. Результаты тестового обследования детей после компьютерной обработки представляются в виде графического “профиля развития”, отражающего состояние психоневрологического статуса ребенка по сравнению с возрастной нормой по следующим шкалам: моторика (крупная и мелкая), восприятие (зрительное и слуховое), речь (импрессивная и экспрессивная), интеллект (вербальный и конструктивный), социальное общение и эмоциональная сфера, самообслуживание.

Методика оценки уровня развития ребенка разрабатывалась на основе нормативных критериев, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированы те или иные навыки.

Нейропсихологическое обследование позволяет синдромально выделить фактор и механизм и дать топический анализ нарушений ВПФ у конкретного ребенка. В НТЦ ПНИ широко используется оригинальная методика адаптированного нейропсихологического картирования коры больших полушарий головного мозга у детей, и в дальнейшем усовершенствованная. Она позволяет поставить топический диагноз (определить преимущественную локализацию функциональной недостаточности отделов коры головного мозга), а в дальнейшем наметить пути и методы восстановительной работы.

За десять лет интенсивного использования этой методики в НТЦ ПНИ она была существенно усовершенствована, разработана диагностическая и обучающая компьютерная программа “АНТ”, позволяющая получить визуальное изображение выявленных нарушений на карте мозга, следить за динамикой нейропсихологических показателей на фоне лечения больных. Разработанная нами в 1999 г. “Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции аномального развития детей” содержит: 1) описание диагностических проб и возможные варианты отклонений в выполнении проб ребенком., 2)нейропсихологическая трактовка нарушений и связь с дисфункцией определенных мозговых структур,3)методы психологической коррекции: рекомендации для специалистов и родителей: коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Эффективность коррекционно-восстановительной работы с детьми тесно связана с особенностями родительско-детских отношений. Поэтому при поступлении в НТЦ ПНИ диагностическое обследование проходят не только дети, нои родители. Определяется текущий психо-эмоциональ-ный статус по цветовой методике Люшера, особенности личностной структуры по многофакторной личностной методике СМИЛ.

Анализ полученных данных позволил разграничить матерей наших пациентов на четыре группы в зависимости от ведущего типа реагирования в стрессовой ситуации, выраженных акцентуаций личности, уровня тревоги, видов канализации тревоги, защитных механизмов (неврологическая болезнь ребенка часто приводит к срыву барьера адаптации у матери). Различают 3 типа дезадаптации у матерей детей с нарушениями развития психоневрологических функций: невротический, психосоматический, поведенческий.

Опыт по реабилитации детей с проблемами в развитии, накопленный в НТЦ ПНИ, позволил систематизировать наиболее эффективные психологические коррекционно-развивающие методы, что определяет индивидуальный подбор и назначение психологической коррекции конкретным детям с НРПНФ. Направленность развивающих рекомендаций предполагает преодоление и коррекцию имеющейся у ребенка недостаточности ВПФ, нарушений в двигательной, перцептивной, речевой, интеллектуальной, поведенческой, коммуникативной сферах.

Коррекционные мероприятия содержат:
  1. рекомендации для родителей, где приводятся конкретные разъяснения целей воздействия коррекционных приемов, определяется оптимальное время и число занятий.
  2. упражнения, с помощью которых возможна коррекция различных двигательных и сенсорных нарушений.
  3. игры, позволяющие проводить обучение и развитие несформированных функций и навыков: моторики, восприятия, внимания, памяти, ориентирования в пространстве, мышления.

Для коррекции нарушений, в перспективе затрудняющих формирование навыка письма, применяется тренировка трех основных аспектов двигательной активности: направленность движения к цели, простейшая координация движений (в пространстве и времени), контроль в процессе выполнения движения. При этом используются специальные компьютерные программы: “Глаз”, “Гусеница”, “Паровоз” и др.

Для тренировки зрительно-моторной координации в НТЦ ПНИ используются специальные психофизиологические приборы, разработанные в ЗАО "ВНИИМП-ВИТА", – “Атакситест”, “Ритмотест” и “Комплекс для психофизиологических исследований – КПФК-99”. Использование указанных методик позволяет не только исследовать простые и сложные сенсомоторные реакции, но и служить инструментом коррекции при нарушениях развития психоневрологических функций у детей с врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы.

Содержание конференции | Секция1