Секция 4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕСОВ ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

О.Я. Боксер
Академия медико-технических наук, г. Москва

Доклад посвящен истории и анализу развития психофизиологической измерительной аппаратуры, применяемой в различных отраслях народного хозяйства.

 

ПРИБОРЫ И КОМПЛЕСЫ ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Е.В.Матвеев
ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, г. Москва

Социальное развитие общества в последнее время особенно существенно усиливает нагрузки на нервную систему человека, что приводит к возрастанию роли и необходимости контроля за психическим и психофизиологическим здоровьем человека. Одним из эффективных средств такого контроля являются психофизиологические методы обследования, позволяющие оценивать изменения на целостном поведенческом уровне.

Развитие психофизиологического приборостроения ведет свое начало от научных школ академиков П.К.Анохина и А.И.Берга. С 1966г. в институте были созданы научные основы, разработаны элементы теории и выпущено несколько поколений приборов и комплексов для психофизиологических исследований: Адаптрон, Эмоскоп, Отбор, ПФК-01, Ритмотест, Мнемотест, Бинатест, Психомат, Атакситест, Стабилотест и др. Необходимо отметить, что научный и практический вклад в психофизиологическое приборостроение был внесен рядом ведущих специалистов и организаций страны, что позволяет говорить о наличии этого направления в медицинском приборостроении в целом.

Психофизиологические приборы и комплексы находят применение как универсальные средства широкого назначения для исследования ВНД человека в практических и научных медицинских и в других учреждениях: в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, клиниках и больницах, в диагностических, терапевтических, реабилитационных, оздоровительных и учебно-тренировочных центрах, в наркологической и токсикологической службах, в учреждениях, занимающихся профессиональным отбором и профобучением, в педагогике, образовании, спорте, гигиенических исследованиях, в экспертизе, в научных исследованиях в медицине, физиологии, психологии, социологии, педагогике, и в других областях.

В настоящее время совместно в ведущими профильными учреждениями РАМН и МЗ ведутся работы по разработке нового поколения универсальных и специализированных приборов и комплексов для психофизиологических исследований ВНД человека в норме и патологии. Эти работы основаны на следующих основных принципах.

На основе теории функциональных систем и концепции афферентного синтеза академика П.К.Анохина предложена экспериментальная модель пространственно-временного прогнозирования, позволяющая стандартизировать основные компоненты афферентного синтеза, что дает возможность объективизировать и количественно оценить работоспособность и нарушения ряда высших корковых функций, таких как восприятие, внимание, память, психомоторика, адаптивность, скорость и точность принятия решений.

Научная разработка принципов биологической и поведенческой обратной связи и их аппаратная реализация позволили расширить функциональные возможности технических средств, направив их не только на оценку нарушений, но и на возможность восстановления и развития нарушенных функций.

Использование математических моделей механизмов формирования поведения при представлении результатов и их интерпретации позволяет использовать не только традиционную популяционную оценку отклонений результатов от нормы, но и оценку с помощью идентификации параметров этих моделей с использованием метрики, имеющей психофизиологическую интерпретацию.

Использование функциональной мощности универсальных вычислительных средств (в настоящее время - персональных компьютеров) в сочетании с высокоэргономичными специализированными психофизиологическими терминалами, предназначенными для съема поведенческой информации с пациента.

Унификация и параметрическая стандартизация режимов и структур тестовых воздействий; сочетание многопараметрических полифункциональных возможностей аппаратуры cо специализированными программами для исследования парциальных проявлений различных сторон и нарушений ВНД.

Построение приборов и комплексов, обеспечивающих не только диагностику, но и коррекцию, развитие и восстановление ослабленных и нарушенных функций ВНД, разработка методических рекомендаций по практическому их использованию для решения широкого круга социально значимых задач.

Следует отметить, что только в последние годы в здравоохранении, в образовании, соцзащите и других ведомствах стали появляться декретированные структуры, проводящие психодиагностическую и психокоррекционную работу. В связи с этим необходимо решать вопросы по подготовке кадров (врачей, психологов, соцработников), владеющих современными психофизиологическими медикотехническими технологиями диагностики реабилитации нервной системы. Это можно делать не только на базе соответствующих кафедр профильных вузов и факультетов переподготовки, но и путем создания специализированного научно-практического учебного центра.

Считаем принципиально важным подчеркнуть необходимость объединения усилий специалистов - ученых, врачей, физиологов, психологов, инженеров для создания унифицированнных, стандартизованных автоматизированных средств для качественной и количественной оценки ВНД человека в норме и патологии.

 

СТРУКТУРА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

С.В. Дзюба, И.Б. Немковский, О.И.Маслова, Е.Э. Передерий, И.Д. Головкина, Л.И. Днепрова
НИИ педиатрии РАМН, г. Москва

В последнее время отмечается возрастание удельного веса детей с нарушениями познавательной сферы в рамках различной психоневрологической патологии. Снижение способностей у детей зачастую отражает недостаточность процессов мышления, познавания, запоминания. В связи с этим возникает необходимость объективной оценки не только коэффициента общего интеллектуального развития, но и структуры многофакторного дефекта у каждого конкретного ребенка. Однако объективные тесты, с помощью которых можно оценивать различные параметры когнитивной деятельности ребенка, в настоящее время разработаны недостаточно.

В данном исследовании применяется разработанный во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН комплекс аппаратов для оценки психофизиологических функций ЦНС: "Ритмотест" "Бинатест" "Мнемотест" "Стабилограф" "Зрительно-моторная координация" (Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин, Л.Н. Зуев, 1986 г., ВНИИМП РАМН). Разработанная методика обследования позволяет определить различные параметры познавательных процессов: слуховое и зрительное восприятие, объём кратковременной и долговременной памяти, скорость запоминания, фиксация (удержание, усвоение) и воспроизведение зрительных, слуховых, ритмических стимулов; показатели, характеризующие состояние процессов анализа, синтеза и принятия решений: способность усваивать внутреннюю взаимосвязь последовательности стимулов в и запоминать их скользящую последовательность, - показатели стереотипии, пространственной ориентации и относительной трансформации зрительных образов в пространстве, показатель статико-моторной и зрительно-моторной координации.

В психоневрологическом отделении НИИ педиатрии РАМН обследовано 177 детей в возрасте от 7 до 15 лет с различными формами психоневрологической патологии: эпилепсия и судорожный синдром 70 детей, головная боль 50 детей, минимальная церебральная дисфункция (МЦД) - 21 ребенок, умственная отсталость(УО) - 20 детей. невротические реакции 16 детей. Группу сравнения (ГС) составили 60 здоровых детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Было проведено мультипараметрическое обследование этих групп детей и полная статистическая обработка полученных результатов с их сравнительной оценкой. Наибольшее отклонение тестовых параметров от показателей в ГС демонстрировали дети с верифицированным диагнозом эпилепсия (с длительным течением заболевания.) УО, МЦД. Кроме того, в 52 случаях были выявлены ранее не диагностированные (неврологически скрытые) нарушения когнитивных функций. Выявлено парциальное отклонение различных параметров в зависимости от характера патологии и степени нарушений: объёма зрительно-образной памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прогностического поведения в средах с изменяющейся и детерминированной структурой, усвоения и воспроизведения ритмических сигналов. У детей с эпилепсией и судорожным синдромом слуховое восприятие нарушено не было, а зрительное снижено у 80 % (незначительно 53 %, значительно 27 %) Объем памяти снижен у 2/3 больных. Также отмечено снижение реакции выбора (более чем у половины детей). Трансформация образов в пространстве нарушена у 72 % больных. Дефицитарность многих функций сочетается с недостаточностью мелкой моторики (71 %).

Сложным вопросом для трактовки результатов остается оценка роли непонимания больным инструкций, за счет интеллектуальной недостаточности многомерного характера (почти пятая часть больных). При головной боли (ГБ напряжения) структура когнитивных функций показывает преобладание нарушения процессов торможения (70 %), а также усвоения и воспроизведения зрительного ритмического стимула у 98 % детей. Отмечено снижение объема зрительной памяти( 83 %), скорости запоминания неструктурированного зрительного образа (около половины больных). Выявлено, что при односторонних головных болях имеются стереотипии распределения свободного выбора с преобладанием стороны ГБ(79 %).

Выявлена прямая зависимость показателей состояния когнитивных функций от выраженности психоневрологическихнарушений больного. Анализ полученных данных позволит составить картированную схему структуры нарушений когнитивной деятельности детей с различными неврологическими расстройствами.

 

СТРУКТУРА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

С.В. Дзюба, И.Б. Немковский, О.И. Маслова, Е.Э. Предерий, И.Д. Головкина, Л.И. Днепрова

НИИ педиатрии РАМН, г. Москва

В последнее время отмечается возрастание удельного веса детей с нарушениями познавательной сферы в рамках различной психоневрологической патологии. Снижение способностей у детей зачастую отражает недостаточность процессов мышления, познавания, запоминания. В связи с этим возникает необходимость объективной оценки не только коэффициента общего интеллектуального развития, но и структуры многофакторного дефекта у каждого конкретного ребенка. Однако объективные тесты, с помощью которых можно оценивать различные параметры когнитивной деятельности ребенка, в настоящее время разработаны недостаточно.

В данном исследовании применяется разработанный во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН комплекс аппаратов для оценки психофизиологических функций ЦНС: “Ритмотест”, “Бинатест”, “Мнемотест”, “Стабилограф”, “Зрительно-моторная координация” (Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин, Л.Н. Зуев. 1986 г. ВНИИМП РАМН). Разработанная методика обследования позволяет определить различные параметры познавательных процессов: слуховое и зрительное восприятие, объем кратковременной и долговременной памяти, скорость запоминания, фиксация (удержание, усвоение) и воспроизведение зрительных, слуховых, ритмических стимулов; показатели, характеризующие состояние процессов анализа, синтеза и принятия решений: способность усваивать внутреннюю взаимосвязь последовательности стимулов и запоминать их скользящую последовательность, показатели стереотипии, пространственной ориентации и относительной трансформации зрительных образов в пространстве, показатель статико-моторной и зрительно-моторной координации.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.Н. Осипенко, И.А. Скворцов, *Е.В. Матвеев, *Д.С. Надеждин, А.А. Васильев
Научно-терапевтический центр по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности, г. Москва
*ВНИИ медицинского приборостроения, г. Москва

Работа содержит основные результаты объективного инструментального исследования развития координации движений в динамике и статике у детей дошкольного возраста с помощью компьютерных систем. Для оценки зрительно-моторной координации и тремора рукиспользовался прибор “Атакситест” и для оценки устойчивости вертикальной позы прибор “Стабилотест”. Данные приборы разработаны ВНИИМП РАМН.

Прибор “Атакситест” представляет собой малогабаритный пульт, на передней панели которого расположены отверстия разного диаметра и паз специальной формы. При проведения обследования пациент должен удерживать специальный щуп в отверстии в течение заданного времени или проводить щупом вдоль паза, не касаясь их краев. Тесты выполняются при зрительном контроле (зрительно-моторная координация). При касании щупом края отверстия или паза выключается звуковой сигнал на время непосредственного касания. Через специализированный контроллер пульт связан с компьютером, который управляет процессом обследования, регистрирует его, вычисляет результаты, архивирует их и представляет в наглядной форме на экране видеомонитора, на принтере.

Прибор “Стабилотест” представляет собой чувствительную платформу, расположенную на полу и связанную через преобразователь и контроллер с компьютером. Пациент обеими ногами размещается в центре платформы, которая со специальных датчиков передает сигналы в компьютер. Компьютер определяет положение центра приложения сил к горизонтальной поверхности платформы. В течение заданного времени производиться регистрация проекции центра тяжести пациента на горизонтальную плоскость. Компьютерная регистрация и обработка перемещения этой проекции позволяет оценить устойчивость удержания вертикальной позы пациента.

В данной работе :

 

ДИАГНОСТИКА НА ПРИБОРЕ “МНЕМОТЕСТ” ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

Н.Д. Макулова, С.В. Дзюба
НИИ педиатрии РАМН, г. Москва

В настоящем исследовании применялся разработанный во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН прибор “Мнемотест” (Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин, Л.Н. Зуев, 1986), позволяющий количественно определить объем зрительной образной памяти в различных режимах запоминания и воспроизведения информации, а также провести оценку пространственной координации мелкой моторики и процессов трансформации образов в пространстве.

При исследовании зрительной образной памяти испытуемому на фоне матрицы из 36 элементов предъявлялся световой образ из 9 значимых элементов. Объем памяти определялся по количеству правильно воспроизведенных элементов матричного образа, Для оценки различных видов памяти в процессе обследования изменялось время экспозиции: произвольное, 5 с и 160 мс. Для анализа использовались средние показатели по группам.

В настоящем исследовании подтверждена правомочность использования прибора “Мнемотест” и апробируемых методик в диагностике интеллектуальной недостаточности у детей, определены степени интеллектуального дефекта и, что особенно важно, выявлении пограничных интеллектуальных расстройств в рамках различной психоневрологической патологии.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ, СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, СЛОЖНЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Н.С. Банков
Отделение реабилитации Рекшинского ПУ-интерната для инвалидов с дефектами в умственном и физическом развитии, Нижегородская обл.

В работе использовался прибор “Мнемотест” и компьютерный психофизиологический комплекс КПФК - “Психомат”, разработанный ВНИИМП РАМН. Проведены многопараметрические исследования кратковременной, зрительно-образной и словесно-логической памяти, статической динамической координации с разной степенью сложности тестов, скорости СМР на раздражители различной модальности.

В результате проведенного исследования, полученные данные показали, что использованные методики, оценки характеристик высшей нервной деятельности (кратковременной зрительной памяти, статической, динамической координации и скорости сенсомоторных реакций) у подростков с легкой степенью умственной отсталости могут быть использованы с целью профотбора в спец. ПТУ. Показатели данных методик могут служить критериями профессиональной обучаемости инвалидов-подростков, а также могут быть использованы в качестве количественной оценки динамики проводимых профессионально-реабилитационных мероприятий.

 

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ ПРИ СКОЛИОЗЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.В. Пятков, Т.А. Пяткова, В.А. Пятков
АО ИППК РО, Школа-интернат для детей больных сколиозом, г. Архангельск

После организации психофизиологической лаборатории в школе-интернате для больных сколиозом в г. Архангельске, в феврале-апреле 1996 г. с использованием микропроцессорной психофизиологической техники, аппаратов “Ритмотест”, “Мнемотест”, “Винатест”, обследовано 59 детей подросткового возраста (8-10 класса). Из них 20 здоровых и 39 больных сколиозом, в том числе 20 человек с 1-2 степенью поражения опорно-двигательного аппарата, 19 человек с 3-4 степенью поражения.

При обследовании каждого учащегося использован весь комплекс аппаратуры. Позволяющей исследовать высшие психические функции человека по 20 методикам и получить для каждого обследуемого свыше 200 функциональных показателей.

Полученные данные свидетельствуют об очень высокой информативности реализуемых с помощью микропроцессорной психофизиологической аппаратуры методов, методик и функциональных показателей. Способность к различению здоровых и больных сколиозом детей, а также дискриминация детей с разной степенью поражения опорно-двигательного аппарата ( по состоянию высших психических функций) оказалась очень высокой.

 

КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В 1-М КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Г.Р. Новикова, О.А. Гончаров, В.Ф. Шалимов
МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва
Медико-психологический центр школы-комплекса “Царицыно”, г. Москва

Проведен клинико-нейропсихологический анализ основных компонентов психической деятельности 120 детей, поступающих в 1-й класс начальной школы, и 25 детей , успевающих учеников 1 класса, одной из общеобразовательных школ г. Москвы. На каждого ребенка собирался анамнез, проводилось нейропсихологическое и медицинское обследование. Нейропсихологическое обследование включало исследование произвольных движений, восприятия, памяти, мышления, нейродинамики, а также эмоционально-потребностной сферы, на основе которой осуществляется регуляция психической деятельности.

 

УСТРОЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ю.С. Шевченко, М.В. Васильев
Кафедра детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, г. Москва

Создан портативный прибор индивидуального пользования для лечения патологически привычных действий, работающий по принципу радиолокации и обеспечивающий биологическую обратную связь между активным сознанием и неконтролируемыми двигательными стереотипами.

Прибор работает следующим образом. Магнитная антенна излучает импульсы с частотой заполнения 1 МГц, мощностью 10 мВт. При совершении пациентом начальной фазы патологического привычного действия (приближение руки к тому или иному участку тела) магнитная антенна, встроенная в браслет или корпус ручных часов, наводит ЭДС в приемной антенне, прикрепленной в зоне патологической манипуляции с помощи броши или обруча. В случае достаточно близкого расположения антенн ( т.е. за 1-3 с до непосредственного соприкосновения участков тела) возникает звуковой импульс: 2-4 с.

Таким образом, устройство позволяет осуществлять биологическую обратную связь за счет подачи предупреждающего сигнала о начале совершения специфического автоматизированного действия до начала его основной фазы (динамическое взаимодействие двух участков тела), что дает пациенту возможность выработать и закрепить навык конкурирующего поведения и контролировать рецидив патологических привычных действий самостоятельно, что обеспечивается простотой исполнения и малым весом устройства.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

П.А. Темин, М.Ю. Никанорова, Е.Д. Белоусова
Отдел психоневрологии и детской эпилептологии, отдел клинической генетики и отдел патоморфологии МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, г. Москва

Одной из исключительно важных задач в детской неврологии является оценка “качества развития” на различных этапах онтогенеза нервной системы, выявлению ранних проявлений одаренности, либо напротив -“искажений развития”, приводящих в дальнейшем к глубокой инвалидизации.

Клиническая практика показала, что нейропсихологическое тестирование, проводимое психологами и дефектологами, при всех своих преимуществах требует значительного времени и индивидуальной подготовки специалистов данной области. Соответственно, тестированием не может быть охвачена большая популяция детей.

В последнее время спрос на адекватные методики тестирования опережал имевшиеся предложения. Ситуация существенно изменилась в связи с разработкой новых компьютерных программ, основанных на новых психологических тестах. Предлагаемые в настоящее время медицинские приборы доступны для тестирования широкому кругу врачей. Кроме того, существуют программы, которые позволяют родителям самим оценить особенности развития ребенка и необходимость ,в тревожной ситуации, консультации специалиста.

Важным преимуществом рассматриваемой техники является возможность ее применения для адекватного контроля за действием лекарственных препаратов.

Широкое применение многих лекарств, особенно ноотропных препаратов и антиковульсантов, нередко назначаемых эмпирически, нуждается в контроле. Таким образом, медицинские приборы обеспечивают новый прорыв в детской неврологии. Внедрение их в практику является государственной задачей.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИБОРА “РИТМОТЕСТ” В ИЗУЧЕНИИ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ

Т.А. Доброхотова, О.С. Зайцев, *Е.В. Матвеев, *Д.С.Надеждин, С.В.Ураков
НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, г. Москва
*ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, г. Москва

Предпринята попытка изучения чувства времени у больных с корсаковским синдромом, выраженными и умеренными познавательными и эмоционально-личностными расстройствами, возникшими в результате тяжелой черепно-мозговой травмы.

Наряду с традиционными клиническими методами использовались две простые пробы - определение индивидуальной минуты и оценка временного интервала, а также программа из более сложных тестов, осуществляемых с помощью компьютерного прибора “Ритмотест”, разработанного во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН.

Компьютерный прибор содержит пульт испытуемого аппарата “Ритмотест”, который через специализированный контроллер соединен с персональным компьютером типа IBM, оснащенном пакетом программ управления обследованием. Пульт испытуемого содержит средства предъявления эталонных интервалов времени световой и звуковой модальности, а также средства приема ответов пациента при воспроизведении им интервалов времени заданной продолжительности. Пакет программ обеспечивает возможность установления различных тестовых заданий (воспроизведение предъявленного эталонного интервала, его определение в секундах в вербальном ответе, воспроизведение заданного числа секунд без предъявления эталона), возможность варьировать параметры обследования (длительность, модальность и число предъявляемых эталонов, количество интервалов, которые пациент должен воспроизвести).

Предварительные результаты позволяют рекомендовать применение клинического и приборного тестирования с использованием “Ритмотеста” для изучения динамики чувства времени, как одного из показателей эффективности реабилитации больных с черепно-мозговой травмой.

 

ПРИБОР “РИТМОТЕСТ” КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

А.И. Надеждина, Л.П. Тычкина
Московский медицинский стоматологический институт, г. Москва

В процессе обучения студенты неоднократно испытывают значительные психоэмоциональные нагрузки, связанные со сдачей экзамена. Показано, что не только вид и абсолютная сила стрессора, а социально-личностное отношение к нему человека определяет возникновение, выраженность и продолжительность эмоционального напряжения (К.В.Судаков, 1981; С.Д. Положенцев и соавт., 1990; Х.Хайне, М. Вайс, 1988).

В настоящем исследовании для характеристики психофизиологического состояния студентов был использован прибор “Ритмотест”, который позволяет регистрировать характер воспроизведения испытуемым ритма предъявляемых световых и звуковых сигналов, частота которых автоматически изменяется в зависимости от успешности воспроизведения ритма. В качестве показателя использована предельная частота ритмических сигналов (ПЧР), т.е. та максимальная частота, при которой испытуемый не справляется с задачей усвоения и воспроизведения заданного ритма (Е.В. Матвеев, 1983), а также предельная частота теппинг-теста (ТТ).

Исследование проводилось в различных психофизиологических состояниях испытуемых: в состоянии относительного эмоционального покоя, за месяц до начала экзаменов, в условиях предэкзаменационного стресса и после сдачи экзаменов. Для характеристики психологического статуса испытуемых использовались личностный опросник Айзенка и модифицированный тест САН. Был проведен полный коррреляционный анализ полученных показателей.

Показано, что психофизиологическое состояние студентов в условиях эмоционального стресса можно контролировать не только с использованием психологических опросников, но и инструментальными психофизиологическими методами с помощью прибора “Ритмотест”.

 

ОПЫТ ИСПОЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У РАБОЧИХ, КОНТАКТИРУЮЩИХ С КОМПЛЕКСОМ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

П.Н. Любченко, Р.В. Горенков, Г.А. Алексеева
Отделение профпатологии МОНИКИ, г. Москва

В клинике профпатологии МОНИКИ впервые начали использовать автоматизированные приборы, разработанные во ВНИИМП РАМН, для оценки психофизиологических функций у рабочих, контактирующих с комплексом органических химических веществ.

С помощью прибора “Ритмотест” было обследовано 100 рабочих завода “Стройпластмассы” (мужчин и женщин со стажем работы от 1 до 34 лет). В виде обобщенной характеристики качества тестового задания был принят вычисленный прибором индекс его выполнения на этапе “ритм”.

Наиболее трудными для выполнения ритмического тестового задания оказались значения периода Т менее 400 и более 1200 мс, а наименее трудными - значения Т в диапазоне от 600 до 1200 мс для мужчин и от 100 до 1200 мс для женщин.

Стаж работы на вредном производстве существенно влияет на качество усвоения и воспроизведения рабочими ритмических раздражителей в диапазоне от 400 до 1200 мс. По мере увеличения стажа индекс выполнения тестовых заданий снижался.

Таким образом, автоматизированная система изучения высшей нервной деятельности ЦНС может быть использована для оценки раннего нейротоксического действия химических веществ на рабочих.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА БАЗЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА “РИТМОТЕСТ”

А.Ф. Белов, М.М. Лапкин
Рязанский государственный медицинский университет, г. Рязань

На кафедре нормальной физиологии Рязанского государственного медицинского университета разработана экспериментальная установка на базе психофизиологического комплекса “Ритмотест”, позволяющая моделировать некоторые черты целенаправленной деятельности человека. На предварительном этапе у испытуемых с помощью прибора “Ритмотест” оценивали пороги восприятия и воспроизведения ритмических сигналов по методике Д.С. Надеждина с соавт., (1991), а затем формировали индивидуальную программу их деятельности. Программа включала воспроизведение испытуемыми звуковых ритмических стимулов на трех различных уровнях деятельности. Каждый уровень деятельности предполагал воспроизведение 300 звуковых сигналов с неизменными межстимульными интервалами длительность которых менялась от одного уровня к другому и составляла 145, 115 и 85 % от длительности пороговых значений.

Экспериментальная апробация данной модели показала ее эффективность не только для моделирования деятельности человека, осуществляющейся с различной степенью психоэмоциональной напряженности, но и для выявления дифференциально-психофизологических особенностей поведения испытуемых по критерию его “физиологической стоимости”.

 

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

И.Д.Даренский
ГНЦ наркологии МЗ РФ, г. Москва

В исследовательских целях нами осуществлялось изменение функциональной активности полушарий головного мозга чрезкожным воздействием импульсными токами низкого напряжения и силы, прямоугольной формы на головной мозг (ЛВИТГМ). Воздействие импульсными токами проводилось с помощью аппарата “Би-Ленар” (И.Д. Даренский, 1995). Эти манипуляции приводили к эффекту “катодической депрессии”, т.е. угнетению деятельности лобных долей одного из полушарий, что выражалось в резком снижении функционального состояния полушария головного мозга и , отсюда, увеличению полушарной асимметрии. При изолированном изменении функциональной активности одного из полушарий головного мозга возникла необходимость в наличии тонкого инструмента оценки состояния латеризации психических функций.

Предлагаемый способ изолированного снижения функционального состояния полушарий головного мозга был апробирован нами на 100 испытуемых-добровольцах, Для исследования отбирались только отчетливые правши с правым доминантным глазом. Оценка эффекта процедуры осуществлялась по нескольким критериям. Клинико-психологический критерий определялся путем опроса испытуемых о их субъективных ощущениях, наступивших изменениях в восприятии окружающего, а также путем наблюдения за изменениями в поведении испытуемых.

Экспериментально-психологический критерий состоял в изучении изменений вероятностного прогнозирования, пространственно-предметной ориентации испытуемого и симметричности звукового восприятия. Для этого использовался комплекс приборов психо-физиологического исследования “Ритмотест”, “Бинатест” и “Мнемотест”. Ввиду отчетливой полушарной локализации указанных функций, их снижение при проведении латерализованного воздействия импульсными токами , рассматривалось как свидетельство достижения с помощью этой процедуры подавления функции соответствующего полушария.

 

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОПЕРАТИВНОЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Я. Каплан
МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

В настоящем сообщении сделана попытка идентификации мнестических эффектов неосознаваемой информации о стимуле, лишенном семантического и мотивационно-эмоционального содержания.

Исследование было выполнено с помощью аппаратного комплекса “Мнемотест”, разработанного во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН (Е. Матвеев, Д.Надеждин, 1986). Этот комплекс реализует методику несимвольного тестирования процессов восприятия-запоминания у человека, позволяющую освободиться от маскирующих эффектов семантической интерпретации стимульного материала. Кроме того, посредством встроенного процессора в этом комплексе возможно производить автоматизированное вычисление основных результатов тестирования.

В качестве стимульного материала для тестирования оперативной памяти на аппарате “Мнемотест” были выбраны зрительные образы, составленные из 9-ти подсвеченных элементов квадратного матричного поля. Испытуемый должен был в течение 20 сек запомнить предъявленный образ, а затем через 20 сек после исчезновения этого образа постараться отметить на матричном поле с помощью специального щупа именно те девять квадратов, которые в данном предъявлении были элементами матричного образа. Каждому испытуемому предъявлялось 12-16 матричных образов различных стохастических конфигураций. По результатам тестирования вычислялась средняя эффективность запоминания и латентные периоды поиска позиции каждого из элементов образа.

 

ОЦЕНКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА “БИНАТЕСТ”

Д.С. Надеждин
*ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, г. Москва

Одним из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности (ВНД) является формирование адаптивного целенаправленного поведения (обучение, усвоение и прогнозирование состояния внешней среды, перестройка поведения при их изменении), параметризация которого и оценка с помощью медицинских приборов может оказаться чрезвычайно информативной для диагностики нервно-психических заболеваний и решения других прикладных задач психофизиологических обследований (ПФО). Вместе с тем, в широком наборе традиционных прикладных средств ПФО методы оценки этих механизмов практически отсутствуют. Одна из причин этого состоит в невоспроизводимости результатов повторных обследований одного и того же испытуемого , вследствие фиксации в его памяти применяемых закономерностей внешней среды. Внедрение методов научных исследований ВНД в медицинский прибор возможно путем проведения методических исследований с построением специальных процедур обследования, обеспечивающих одновременно, как уменьшение сохранения следов памяти после каждого обследования, так и получение информативных характеристик рассматриваемых механизмов ВНД.

Теоретической основой построения таких методов является “общая теория функциональных систем” (П.К. Анохин) и ее развитие в виде значимой для разработки психофизиологических приборов концепции и “системном квантовании поведения” (К.В. Судаков).

Во ВНИИМП РАМН на этой теоретической основе были выполнены предварительные экспериментальные исследования на человеке (Е.В. Матвеев, 1982) и на животных (Д.С. Надеждин, 1983), в результате которых был сделан вывод о том, что основную информацию следует искать не столько в количестве тех или иных “квантов поведения”, сколько в их последовательной структуре, в зависимости очередных “квантов” от предыдущих и их результативности. На это пути были разработаны специальные методы оценки характеристик ВНД, пригодные к практическому применению. Эти методы реализованы в аппарате для определения показателей перестройки стратегии выбора реакций “Бинатест”.

Для выявления указанной зависимости аппарат в режиме “Вероятностное прогнозирование” обеспечивает экспериментальное моделирование ситуаций выбора из двух целенаправленных поведенческих актов (ЦПА), с равной вероятностью приводящих к успеху, и осуществляет оценку частот повторного выбора обеих реакций на фоне успеха (РуОО и Ру11), и на фоне неуспеха (Рн00 и Рн11).

Прибор “Бинатест” открывает широкие возможности тестирования высших корковых функций человека в прикладных задачах психоневрологии, профдиагностики, оценки состояния ЦНС в норме и патологии, а также в научных исследованиях механизмов целенаправленной деятельности.

 

ОЦЕНКА МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА “МНЕМОТЕСТ” В ЗАДАЧАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА

О.В. Щелин
ЦЗН, г. Арзамас

Полученные с помощью прибора “Мнемотест” результаты позволяют в первую очередь выявить лиц с высоким уровнем развития памяти, внимания, пространственной ориентации, наиболее важных для достижения успеха в обучении выполнения необходимых функций, соответствующих профессиональной деятельности Прибор дает возможность вероятностного прогнозирования их неудачи в обучении, позволяет давать рекомендации для специальной психофизиологической тренировки или рекомендацию для выбора другой профессии.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

И.А. Волошина
Российский учебный центр федеральной службы занятости, г. Москва

Результаты психологического анализа деятельности по специальностям, на которые производится отбор в службе занятости, достаточно большое разнообразие и характер профессионально важных качеств свидетельствуют о том, что наиболее оптимальным средством профотбора являются компьютерно-аппаратные комплексы, включающие в свой состав ПЭВМ, аппаратные и компьютерные тесты.

Опыт практической деятельности позволил выделить блок требований, которым должны отвечать подобные комплексы:

Реализация этих требований способна обеспечить оптимизацию и повышение эффективности мероприятий профотбора в службе занятости.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛЕТНОГО СОСТАВА

Н.А. Разсолов, Т.А. Крапивницкая, Б.Г. Потиевский, В.Н. Разсудов, В.Д. Юстова
Кафедра авивционно-космической медицины РМАПО МЗ, г. Москва

Более 25 лет назад был создан прибор исследования нейродинамических реакций - ПИНР - 3 (Забутый М.Б.,1970), который позволил оценить функциональное состояние оптического, звукового, двигательного анализаторов человека в условиях относительного покоя и при различных воздействиях. Те же цели ставили перед собой создатели приборов “Физиолог”, стабилограф и др. (Бабский Е.Б. с соавт., 1972 и др.).

Использование предложенных анкетных методов и их компьютерных вариантов позволяет определить тип поведения человека и тип высшей нервной деятельности, профессионально важные летные качества, социальное положение пилота и вместе с другими методиками комплексно оценить функциональное состояние организма человека, т.е. физическую, психическую и социальную компоненту его здоровья. Данный подход определения профессиональной пригодности является весьма перспективным для врачебно-летной экспертизы.

Весьма существенные научные данные получены на кафедре авиационной и космической медицины Российской медицинской академии последипломного образования по изменению функций центральной нервной системы при утомлении, воздушной болезни, интоксикации ядохимикатами, алкоголем, при соматических заболеваниях. Результаты этих исследований будут подробно изложены в докладе.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

С.В. Козик
ВВМУ подводного плавания им. Ленкома, г. С.Петербург

С 1979 года в системе Высших военно-морских учебных заведений функционирует система профессионального психологического отбора (ППО). Несмотря на столь большой исторический период работы этого “института” можно выделить несколько проблем, которые постоянно требуют к себе пристального внимания: математические модели оценки уровня развития профессионально важных качеств (ПВК) и автоматизация всех элементов ППО.

На основе имеющегося опыта, в докладе предлагается логическая схема построения предсказательных моделей, к классу которых относятся математические модели оценки уровня развития ПВК.

Генеральное направление решения проблемы автоматизации ППО - применение ЭВМ на всех этапах этой процедуры. “Узловым”, по нашему мнению, является вопрос эффективного ввода первичной психодиагностической информации в ЭВМ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Н.Б. Шабалина, М.М. Косичкин, С.Н. Пузин
ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, г. Москва

Профориентация инвалидов основывается на тщательной диагностике всех систем организма, включая оценку интеллектуальных возможностей человека и его толерантность к длительным нагрузкам. В практике профориентационной работы традиционно уделяется большое внимание исследованию и диагностике психо-сенсорных функций, видам специального интеллекта.

Исследования психологической лаборатории ЦИЭТИНа доказали необходимость объективизации общих параметров интеллектуальной деятельности не только в единичном, кратковременном действии, но и при длительной работе, в процессе которой можно наблюдать все этапы длительного действия - ориентировка, врабатывание, упражняемость, утомляемость.

Для этих целей нами предложена методика “Сложная шифровка”, которая и представлена в докладе. Она основана на иных принципах по сравнению с теми, которыми руководствовались классики изучения “кривой работы” (Э.Крепелин, А. Бурдон и др.).

Во время исследования с помощью “Сложной шифровки” регистрируется реоэнцефалограмма, ЭКГ, частота дыхания, артериальное давление, кожно-гальванический рефлекс.

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПСИХОТЕРАПИИ

И.Д. Даренский

ГНЦ наркологии МЗ РФ, г. Москва

Существует необходимость расширения возможностей лечения и реабилитации больных с нервно-психическими расстройствами с помощью технических средств путем создания и использованияаппаратных инструментов.

В создании таких технических средств можно выделить несколько направлений, различающихся полнотой воссоздания виртуальной реальности. Первое направление имеет опыт применения и основано на изменении сознания пациента с помощью физико-технических устройств. Изменение сознания строится на сенсорной депривации пациента традиционно частотным раздражением органов чувств, т.к. раздражение определенной частоты приводит к “перегрузке информационного буфера нервной системы” и запредельному торможению с эффектом сужения сознания (И.Д. Даренский, 1995). К этим средствам относится мелькание света, монотонный звук, в частности специальная музыка, прикосновение к коже, а также ритмические болевые раздражители, относящиеся к сексуальным действиям. До настоящего времени, как правило, используется воздействие на один вид рецепторов. При этом совершенно очевидно, что гораздо эффективнее задействовать все органы чувств одновременно, и так, чтобы у пациента возникала иллюзия присутствия в иной реальности и истинности несуществующего воздействия на него.

Второе направление касается искусственно вызываемых психосенсорных расстройств как способ создания виртуальной реальности для испытуемого с целью сужения сознания и воспроизведения образов подсознания. Для этого всегда использовались в прошлом и широко используются в настоящее время наркотики.

Наконец, третье направление состоит в предъявлении готового психотерапевтического образа, воссозданного во всех его сенсорных деталях. Для этого в настоящее время существуют все необходимые технические предпосылки. Речь идет о возможностях современной мультимедийной компьютерной техники, реализованных в аппаратах воспроизведения запахов, компьютерных играх и аппаратах для киберсекса.

При этом используется эффект обратной связи со снятием энцефало-, плетизмо-, миограмм, датчики регистрации движения в конечностях мышечных сокращений. Информация передается пациенту с экрана монитора с применением технических средств достижения иллюзии передвижения в виртуальном пространстве с помощью шлема для слежения за поворотом головы оператора с одновременным изменением картинки монитора в соответствии с направлением взгляда. Применяются кожные касалки, стереозвук с локализацией соответственно картинке монитора.

Внедрение последнего, мультимедийного направления представляется перспективным в психотерапии, тренинге профессиональных навыков и в обыденной жизни для обыгрывания грядущих житейских ситуаций, а также для извлечения архитипа, других скрытых или забытых знаний.

 

ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ

М.М. Косичкин, Н.Б. Шабалина, С.Н. Пузин
ЦНИИ экспертизы трудоспособности, г. Москва

У больных с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм изучена адекватность вегетативно-сосудистых реакций адаптации на выполняемую умственную нагрузку (вариант теста Е. Крепелина и сложная шифровка). Во время исследования регистрировались реоэнцефалограмма, ЭКГ с последующим математическим анализом частоты сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, кожно-гальванический рефлекс.

Выявление нарушений адаптационных реакций при выполнении умственной работы имеет решающее значение при медико-социальной экспертизе лиц умственного труда.

 

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ ПРОЦЕССОВ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ЧЕЛОВЕКА

А.Я. Каплан, А.Г. Кочетова, М.-М. Лотфали

МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Полученные данные свидетельствуют о том, что прибавление к процессам обнаружения и идентификации простых зрительных символов процедур компарации в оперативной памяти приводит к замедлению решения задачи примерно на 40-50 мс и к существенной ее латерации с преимуществом правого полушария при унилатеральном предъявлении эталонных чисел образа. Если же материал для предварительного запоминания, т.е. числа образа, экспонировался одновременно обоим мозговым полушариям, то как и в контрольных опытах с использованием для процедур компарации не конкретного числа, а самого принципа классификации чисел, - преимущество в скорости решения задачи оказывалось за левым полушарием.

 

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ И МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.В.Пятков, А.Ю.Корнеева, Г.В.Старицына, С.Н. Фетина, С.Н.Шубин
АО ИППК РО, г. Архангельск

Сравнивались две системы оценивания успешности учебно-познавательной деятельности учащихся: традиционная (бальная) и новая экспертная. Последняя реализована по методу парных сравнений учащихся тремя квалифицированными педагогами, отдельно по точным (математика), естественным (физика) и гуманитарным (история) учебным предметам. Результат экспертной оценки - определяемая для каждого школьника сумма мест, которая при необходимости может быть переведена в балльную оценку ( по семибалльной системе, по В.М. Зациорскому, 1979).

Для психолого-педагогического сравнительного анализа двух систем оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся использован большой комплекс психодиагностик и психофизиологических методов, который включал в себя 18 методик, реализованных с использованием семейства микропроцессорной психофизиологической аппаратуры “Ритмо-, Мнемо-, Бинатест”, а также социометрию, СМИЛ, 16-ФЛО Кеттела, метод интерперсональной диагностики Лири, метод цветового выбора Люшера, исследование стиля мышления, матрицы Равена, оценку чувства времени, межполушарного взаимодействия, профиля латеральной организации мозга, кистевую динамометрию.

Традиционная балльная и новая экспертная - две абсолютно разные системы оценивания усвоения как по результатам, так и по психолого-физиологическому обоснованию. Система экспертной оценки втрое более связана с психолого-физиологическими качествами учащихся и, стало быть, гораздо более объективна.

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

А.Г.Гизатуллин, В.П.Лютов, Л.Н. Мулюков
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Высшая нервная деятельность человека определяет его когнитивные способности, что, в свою очередь, является основой обучения в ВУЗе. В первую очередь, это относится к интеллектуальным способностям студентов. При этом необходимо учитывать и структуру интеллекта, так как, например, пространственное воображение для врача имеет в его профессиональной деятельности меньшее значение, чем способность к запоминанию или умению находить аналогии. В этом отношении максимальную ценность, на наш взгляд, имеет тест Амтхауэра, поскольку он кроме общего уровня интеллекта дает и его структуру по нескольким параметрам.

В работе представлена оригинальная машинная версия теста Амтхауэра. Для написания программ использован язык Visual-BASIC.

 

СПОСОБ ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИКИ ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

А.Г.Гизатуллин, А.Х.Калметьев, Л.Н.Мулюков
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Цель данной работы состояла в выяснении наличия взаимосвязи деятельности мозга, обусловленной выполнением психологических тестов, с динамикой ряда параметров системы управления базовым уровнем омега-потенциала, регистрируемого с поверхности кожи головы и являющегося, согласно современным представлениям, интегральным показателем функционального состояния мозга и организма в целом (В.А. Илюхина,1986) с параметрами переходного процесса в системе регуляции величины омега-потенциала.

Проведенные исследования позволяют применить результаты электрофизиологического исследования в диапазоне омега-потенциала в качестве возможного способа озвучивания психологических феноменов, обусловленных ходом психологического тестирования.

 

СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ

О.Я. Боксер
Академия медико-технических наук, г. Москва

В основе традиционных методов биологической обратной связи (БОС) лежит обратная связь от искусственных условных сигналов, например, визуальных или акустических. Нами был разработан более эффективный метод БОС - от естественного результата действия, например, при саморегуляции мышечного напряжения или интенсивности голосовой реакции.

Предложен принципиально новый способ применения санкционирующей обратной связи от сравнения запрограммированного и реализуемого результата действия.

Разработаны макетно-промышленные варианты приборов, реализующие предложенный способ.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Е.В. Матвеев, Д.С. Надеждин, А.А. Васильев, М.А. Клюев, В.Н. Башкуров, *Д.В. Алешкин
ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, г. Москва
*Московский институт электронной техники, г. Москва

Неизбежные в наше время психологические перегрузки, стрессы, нарастание темпа жизни и социальной напряженности оказывают существенное негативное влияние на нервную систему. Сохранение психического здоровья человека, необходимость своевременной диагностики, проведения реабилитационных мероприятий являются все более социально значимыми задачами наряду с поддержанием соматического здоровья.

Одним из эффективных средств контроля центральной нервной системы (ЦНС) человека является применение, наряду с другими методами, психофизиологических методов обследования, которые позволяют объективно оценить характеристики ЦНС на уровне целостного поведения, а не его отдельных проявлений.

Исходя из анализа ряда научных концепций (П.К.Анохин, Б.Ф. Ломов, К.В.Судаков) и из собственного опыта проектирования и применения психофизиологической аппаратуры, отраженного в концепции психоинжиниринга, были сформулированы принципы построения, разработаны и внедрены в производство и практику здравоохранения несколько поколений медицинских психофизиологических приборов и комплексов, имеющих развивающуюся методическую и техническую основу (модификации методик, электроника разной степени интеграции).

Развитие технологий и рынка персональных компьютеров (ПК) обеспечило возможность создания специализированных медикопсихофизиологических терминалов, с подключением их к ПК через стандартный или специализированный интерфейс.

Терминал представляет собой, по существу, интеллектуальный датчик, обеспечивающий съем необходимой первичной информации. Типовой терминал содержит средства для предъявления стимулов испытуемому, средства для съема его реакций. Терминал может быть снабжен интеллектуальными средствами для проведения стандартизованных режимов обследования и вычисления основных его показателей. Такой терминал может использоваться как автономно, так и в составе комплекса на базе ПК. В этом случае возможности изменения параметров и алгоритмов обследования и обработки данных, определяемые программой ПК, неизмеримо расширяются.

Такой путь позволяет за счет подбора состава терминалов, за счет адаптации и доработки программных средств обеспечить решение практически любых исследовательских и прикладных задач. Терминалы удобны и просты в эксплуатации, не требуют специальной подготовки персонала, сочетают мощные универсальные вычислительные возможности персонального компьютера с проблемно-ориентированными специализированными средствами предъявления стимулов и приема реакций испытуемого для обеспечения точности и объективности получаемых данных, обладают высокими эргономическими характеристиками.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И КОМПЛЕКСОВ

*Д.В. Алешкин, Д.С. Надеждин, Е.В. Матвеев
ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, г. Москва
*Московский институт электронной техники, г.Москва

При разработке психофизиологических средств исследования высшей нервной деятельности человека стоит задача эффективной реализации алгоритмов управления обследованием, вычисления и представления его результатов. Целесообразно в качестве центрального интеллектуальным звеном использовать унифицированные или универсальные вычислительные средства - микропроцессорные комплекты или персональные компьютеры. Естественно, доля программно-алгоритмического обеспечения в разработках является весьма весомой по объему и важной по содержанию. Аппаратная часть системы должна содержать адекватные задаче обследования и высокоэргономичные средства предъявления стимульной информации пациенту, прием его реакций и удобную связь с компьютером. Все остальные функции должны обеспечиваться программными средствами.

В настоящей работе рассматриваются принципиальные особенности разработки программно-алгоритмических средств к персональным компьютерам для реализации инструментальных психофизиологических методов обследования ВНД человека.

Основная особенность определяется тем, что появление современных средств автоматизации психофизиологических обследований позволило не только традиционно снизить трудоемкость рутинных операций, но и обеспечило возможность появления качественно новых адаптивных программ обследования, реализация которых традиционными "ручными" методами была невозможна. Применение автоматизированных методов существенно повысило стандартизацию процедур обследования и воспроизводимость получаемых результатов.

Указанные особенности заставляют принципиально дисциплинированно вести себя при реализации алгоритмов управления обследованием и вычислении (идентификации) его показателей. Это связано и с реализацией времязадающих и времяизмерительных программ с использованием системных средств для оценки и задания интервалов времени в большом динамическом диапазоне. Эта дисциплина должна соблюдаться и при реализации адаптивных режимов обследования с применением ПвОС, когда в жестких временных условиях в реальном времени необходим анализ реакций пациента и выработка управляющего воздействия, а также при идентификации параметров математической модели с необходимой погрешностью в процессе обследования.

Это приводит к тому, что даже для программистов весьма высокой квалификации требуется достаточно длительное привыкание к проблеме и вхождение в задачу. Эти же обстоятельства практически исключают использование "наемной" силы: объем работ и сроки объяснения задачи (даже без разработки строго формализованного технического задания) сопоставимы с трудоемкостью ее решения. Отметим, что все традиционные программные задачи - обмен информацией с терминалами, вычислительные процедуры, архивация, представления информации, создание интерфейса пользователя, построения баз данных и баз знаний и т.п. безусловно присутствуют. Изложенные принципы были использованы в разработках, ведущихся во ВНИИМП по созданию нового поколения психофизиологических терминалов и комплексов.

 

УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ НА КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ

Е.Ф. Аксюта, о,Я. Боксер, Г.В. Поляков, С.Г. Егоров
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя

Для исследования скрытого периода активного торможения двигательных реакций испытуемых на кинестетический раздражитель (тормозной проприорецептивный сигнал типа “стоп-реакция”) разработана установка, позволяющая определять время торможения при параллельном реагировании на один сигнал обеими верхними конечностями.

Установка состоит из легкой шины, выполненной из быстрозатвердевающего пластика, датчика реакции на кинестетический раздражитель, работающего по принципу перехода тела в состояние невесомости, электромагнита, двухканального время-измерительного устройства (измеритель последовательных реакций ИПР-01), блока управления и монитора.

Первоначально установка переводится в исходное состояние. Вытянутые и полностью расслабленные верхние конечности испытуемого, фиксированные шиной, с датчиком кинестетической реакции, поддерживаются посредством электромагнита в горизонтальном положении. Ток, протекающий по катушкам электромагнита, возбуждает в зазоре между сердечником электромагнита и корпусом датчика реакции магнитное поле, обеспечивающее плотный прижим датчика. Экспериментатор дает сигнал испытуемому (“приготовиться”), по которому последний полностью расслабляет руки. Усилие прижатия корпуса датчика к электромагниту регулируется величиной намагничивающего тока.

Далее реализуется режим работы установки, в соответствии с которым экспериментатор дает испытуемому команду закрыть глаза и воздействует на блок управления, отключающий электромагнит от источника тока. В результате усилие прижатия датчика испытуемого к электромагниту уменьшается, и рука испытуемого под действием собственного веса совершает свободное падение. В момент отрыва датчика от электромагнита контакты внутри датчика замыкаются (вследствие перехода датчика в состояние невесомости) и включают времяизмерительное устройство, тем самым осуществляется начало отсчета времени реакций на кинестетический раздражитель.

Согласно предварительной инструкции, испытуемый стремится возможно быстрее приостановить падение руки. В этот момент контакты датчика размыкаются и выключают времяизмерительное устройство, а, следовательно, прекращается время отсчета двигательной реакции.

При проведении эксперимента задача испытуемого состоит в обеспечении полного расслабления руки перед началом подачи сигнала реакции. Контроль за расслаблением руки испытуемого в эксперименте осуществляется путем слежения за уровнем тонической напряженности, соответствующей группы мышц по монитору. По монитору отслеживается также траектория движения руки.

Установка использовалась при изучении межполушарной асимметрии головного мозга спортсменов до, и на фоне психорегулирующей тренировки (релаксация, аутогенная тренировка, дзен-медитация).

 

РОЛЬ МЕЖМОТИВАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

В.П. Дегтярев, Е.В. Дунина-Барковская
Московский медицинский стоматологический институт, г. Москва

Исследования проводили на студентах добровольцах мужского пола, отобранных по личностному опроснику Айзенка в пять групп: амбиваленты, интроверты и экстраверты с низкими и высокими показателями нейротизма. Исследования проводили в состоянии относительного психоэмоционального покоя, предэкзаменационный, постэкзаменационный период. В качестве доминирующей мотивации сложноорганизованной деятельности выступала мотивация достижения успеха на экзамене. В качестве кванта целенаправленной деятельности использовали корректурную пробу, которая выполнялась дважды (без нанесения дополнительных раздражителей и на фоне пороговой болевой электрокожной стимуляции (ЭКР)).

Полученные результаты позволяют заключить, что результативность сложноорганизованной деятельности человека в условиях взаимодействия мотиваций целостной деятельности и ее кванта зависит от его личностных свойств.