КОМПЛЕКСНАЯ УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА РАКА ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ.

Кунцевич Г.И., Журенкова Т.В., Степанова Ю.А.

Институт хирургии им. А.В. Вишневского (директор Института Академик РАМН - Федоров В.Д.) РАМН,
г. Москва.

Высокая частота рака поджелудочной железы, поздняя диагностика опухолевого поражения вызывает необходимость разработки новых подходов к первичной и уточняющей диагностике опухолевого процесса, к выбору тактики лечения данного контингента больных. Большое практическое значение имеет использование ультразвуковой диагностики для уточнения диагноза, определение локализации и распространенности процесса. В связи с этим в Институте хирургии им. А.В. Вишневского применяется комплексное ультразвуковое исследование, включающее в себя: ультразвуковое исследование в В-режиме, дуплексное сканирование магистральных сосудов гепатодуоденальной зоны в режиме цветового допплеровского картирования (ЦДК) и/или энергии отраженного допплеровского сигнала (ЭОДС), а так же исследование кровотока внутри опухоли.

Целю данной работы явилось применение комплексного ультразвукового исследования в диагностике рака поджелудочной железы и сопоставление полученных данных с результатами интраоперационного исследования за период 1998 - 1999 годы.

Обследовано 49 пациентов с диагнозом опухоль поджелудочной железы (ПЖ). 30 человек (53,1%) лица женского пола, мужского - 24 (46,9%) в возрасте от 40 до 78 лет, (средний возраст 58·_+·.0,02 лет).

Локализация процесса в головке поджелудочной железы диагностировалась у 28 пациентов (57,1%), в головке, с распространением на тело ПЖ - у 5 пациентов (10,7%), в теле - у 4 пациентов (8,2%), в теле с распространением на хвост ПЖ - у 9 пациентов (18,4%), локализация процесса в хвосте - у 2 пациентов (4,1%). У одного пациента опухоль распространялась на все отделы ПЖ (2%).

При локализации процесса в головке ПЖ (33 пациента - 67,4%) размеры образования составили от 0,8 см до 6,9 см. Контуры образования во всех наблюдениях определялись как неровные, в 26 наблюдениях (78,9%) четкие, в 7 наблюдениях (21,2%) - нечеткие. Структура образования в 23 наблюдениях (69,7%) была однородная, гипоэхогенная, в 10 наблюдениях (30,3%) изоэхогенная с наличием гипоэхогенных включений. Панкреатическая гипертензия диагностирована у 23 пациентов (69,7%), диаметр главного панкреатического протока (ГПП) составил от 0,35 до 1,1 см. У 15 пациентов (15,2%) заболевание сопровождалось развитием билиарной гипертензии, диаметр общего желчного протока (ОЖП) составлял от 0,9 до 2,1 см. Пять пациентов (15,2 %) проходили обследование после ранее выполненного стентирования ОЖП и 3 человека (10,7%) - после холецистостомии. Увеличение регионарных лимфатических узлов, располагающихся парапанкреатически и по ходу печеночно-двенадцатиперстной связки, выявлено у 10 пациентов (30,3%). Метастатическое поражение печени диагностировано у 3 пациентов (9,1%), асцит - у 1 пациента (3%), увеличение селезенки - в 13 наблюдениях (39,4%).

По данным дуплексного сканирования выявлена экстравазальная гемодинамически значимая компрессия вен системы воротной вены (ВВ) у 21 пациента (63,3%), из них ВВ в 10 наблюдениях (30,3%), селезеночной вены (СВ) в области конфлюенса в 3 наблюдениях (9,1%), верхней брыжеечной вены (ВБВ) в 8 наблюдениях (24,2%). У одного пациента определялись расширенные венозные коллатерали верхней брыжеечной вены. Экстравазальная компрессия нижней полой вены (НПВ) отмечена в 7 наблюдениях (21,2%). Тромбоз вен с возможным прорастанием сосудов опухолью диагностирован в 3 наблюдениях (10,7%), из них в одном случае в сочетаниис развитием венозной коллатеральной сети верхней брыжеечной вены. Таким образом, признаки портальной гипертензии внепеченочной выявлены в 32 наблюдениях (96,9%), надпеченочной в 7 наблюдении (21,2%). Исследование кровотока внутри опухоли у 33 пациентов показало, что у 7 больных (21,2%) визуализировались сосуды, из них у 3 пациентов - артерии с коллатеральным типом кровотока и у 4 - артерии и вены. У остальных 26 больных (78,8%) наличие сосудов внутри опухоли не было выявлено.

Локализация опухоли в теле диагностирована у 4 пациентов. Размеры опухоли сотавляли в диаметре от 0,2 см до 6,8 см. Все образования имели четкие, неровные контуры, неоднородную эхо-структуру, преимущественно гипоэхогенную. Гипертензия ГПП и ОЖП не зарегистрирована ни водном наблюдении. Увеличение селезенки отмечали в 3 наблюдениях. Экстравазальная компрессия ВВ отмечена в 1 наблюдении, ВБВ в 2 и СВ на протяжении в 2 наблюдениях. У одного пациента с тромбозом воротной и верхней брыжеечной вен нельзя было исключить и их прорастание. У одного пациента анатомический ход чревного ствола, селезеночной и общей печеночной артерии определяли в структуре опухоли. Кровоток внутри опухоли зарегистрирован у 2 пациентов.

Локализация опухоли в теле с распространением на хвост поджелудочной железы определена у 9 пациентов. Размеры образований составили от 46*21 мм до 135*96 мм. Все опухоли имели неровные контуры, четкие в 8 наблюдениях, нечеткие в - 1. Неоднородная структура опухоли выявлена в 6 наблюдениях, однородная в - 3. Гипертензия ГПП не выявлена ни в одном наблюдении. Гипертензия внутри- и внепеченочных желчных протоков диагностирована у 1 пациента, имевшего сопутсвующий диагноз хронический калькулезный холецистит, холедохолитиаз. Увеличение селезенки отмечали в 3 наблюдениях, метастазы в печень - в 2 наблюдениях, асцит в 1. Увеличенные лимфатические узлы не выявлены ни в одном наблюдении.

Экстравазальная гемодинамически значимая компрессия отмечена у 5 больных, из них ВВ в 2 наблюдениях, ВБВ в 1, СВ в 1, нижней полой вены в 1 случае. Тромбоз СВ диагностирован у 3 пациентов, верхней брыжеечной вены у 2 в сочетании с развитием коллатеральных сосудов верхней брыжеечной вены. Таким образом, портальная гипертензия внепеченочная форма зарегистрирована у 8 (88,9%) пациентов, надпеченочная - у 1 пациента (11,1%).Расположение анатомического хода селезеночной артерии в структуре опухоли определяли у 6 пациентов, чревного ствола у 2 пациентов с повышением скорости кровотока, что свидетельствовало о наличии экстравазальной компрессии артерий с возможным прорастанием артерий. Кровоток внутри опухоли зарегистрирован у 5 пациентов, в 4 наблюдениях сосуды внутри опухоли не были выявлены.

Локализация опухоли в хвосте поджелудочной железы определена у 2 пациентов. Размеры образований составляли от 32*52 мм до 141*111 мм. Все опухоли имели неровные, четкие контуры, структура неоднородная. Гипертензии ГПП и ОЖП не выявлено ни в одном наблюдении. Увеличение селезенки, метастазы в печень не определялись. Увеличенные лимфатические узлы диагностированы у 1 пациента. У 1 пацинта зарегистрировано сдваление СВ, у другого - прорастание её с развитием венозной коллатеральной сети. Артериальный и венозный кровоток внутри опухоли зарегистрирован у 1 пациента.

Хирургическое лечение выполнено 29 больным. Совпадение по основному диагнозу отмечено у 25 пациентов (86,2%), гистологически выявлена аденокарцинома поджелудочной железы. В 4 наблюдения (13,4%) на операции диагностирован хронический панкреатит с преимущественным поражением головки.

Таким образом, комплексное ультразвуковое исследование является высоко информативным методом диагностики рака поджелудочной железы, позволяющим определить наличие опухоли, её структуру, локализацию и ангиоархитектонику, а также распространённость опухолевого процесса.

Содержание темы | Содержание разделов