О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВЫХ СИСТЕМ “РИТМОТЕСТ”, “МНЕМОТЕСТ”, “БИНАТЕСТ”

А.В.Пятков, Н.Ю.Валькова, Е.А.Комаровская, О.Г.Минина

Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова,
кафедра психологии и психофизиологии,
г. Северодвинск

Качество жизни человека является одним из важнейших показателей общественного благополучия и здоровья. Качество жизни - это социологическая, психологическая, медицинская и физиологическая категория. Оно включает в себя качественно-количественные характеристики образа жизни и условий существования человека - условий питания, одежды, жилища, труда, отдыха, обучения, досуга, общения человека, состояния его окружающей среды, уровня образования, самочувствия, восприятия и самооценки собственного соматического, психического и духовного здоровья и благополучия, уровня стрессовых состояний, содержания и доступности общественных институтов (здравоохранения, образования, транспорта, связи, сферы обслуживания) и т.д. При этом все эти факторы оцениваются с точки зрения необходимости и возможности удовлетворения важнейших биологических, социальных и духовных потребностей человека.

Проблема влияния качества жизни на физиологию и психологию человека, при всей ее несомненной актуальности, мало изучена, а для современного человека, в особенности в отношении развития его психофизиологических функции, остается очень слабо изученной.

В рамках проводимых нами системных исследований по проблемам адаптации к социальной, физической и образовательной среде детей дошкольного возраста, школьников, студентов вузов и педагогов, нами изучается возможность воздействия качества жизни на некоторые важнейшие психофизиологические функции человека.

В данном сообщении, в качестве примера, приводится небольшая часть полученных нами данных, в частности, о влиянии некоторых факторов качества жизни на показатели зрительной памяти студентов вуза. В исследовании участвовали 41 человек (студенты первого курса, 13 юношей и 28 девушек). Оценка 65 показателей качества жизни проводилась с помощью разработанной нами специальной анкеты.

Для изучения зрительной памяти и зрительного восприятия при воспроизведении зрительных матричных образов различной сложности использовалась тестовая микропроцессорная система “Мнемотест”. Реализованы 3 методики: 1) оценка общей оперативности психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации (анализировались 12 показателей), 2) исследование зрительной образной кратковременной произвольной памяти (10 показателей), 3) оценка зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентации и эйдетической памяти (8 показателей).

Таким образом, всего регистрировали и обрабатывали 65 факториальных номинальных признаков (описывающих возрастно-половые особенности и качество жизни) и 30 количественных результативных признаков (психофизиологических характеристик студента). Полученный материал обработан с использованием вариационной статистики и кластерного анализа (кластеринг, методика окончательных нуклоидов). Последний метод позволяет количественно определить вклад каждого факториального признака в изменчивость отдельных результативных признаков и их совокупности.

Полученные нами данные показывают, что наибольшее влияние (оцененное в 5-7 баллов по 7-балльной оценочной шкале) на весь комплекс психофизиологических показателей оказывают следующие 3 группы факторов:

1) группа факторов с силой влияния в 7 баллов - факультет учебного заведения, регион и продолжительность летнего отдыха, характер и длительность загара в период летнего отдыха, свидетельства о неблагополучии со стороны органов пищеварения,

2) группа факторов с силой влияния в 6 баллов - состояние работоспособности в последнее время, переносимость эмоционального стресса (волнения), вес тела и склонность к его изменениям, свидетельства о неблагополучие со стороны сердца, количество и качество морских или речных купаний в период летнего отдыха, наличие и продолжительность дополнительной нагрузки и занятий во внеучебное время, физическая работоспособность,

3) группа факторов с силой влияния в 5 баллов - длительность времени, затрачиваемого в среднем в день на учебу, длительность и регулярность занятий оздоровительным бегом, шейпингом и пр., параллельное обучение и репетиторство перед поступлением в вуз, качество и регулярность питания, преобладающее настроение в последнее время, частота потливости лица в последнее время.

Исследование показало, что комплекс наиболее значимых факторов качества жизни оказывает существенное влияние на всю совокупность психофизиологических показателей, регистрируемых с использованием тестового комплекса “Мнемотест”: средняя вариабельность показателей, обусловленная совокупностью значимых факторов качества жизни, равна 9,12% (для сравнения, влияние пола оценивается средней дисперсией признаков в 2,04%, возраста – 4,42%). Примерно одинаково влияние качества жизни студента на показатели общей оперативности психомоторной деятельности, зрительно-моторной координации (дисперсия признаков 10,28%) и характеристики зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентации и эйдетической памяти (дисперсия признаков 10,36%). Несколько менее воздействие совокупности факторов качества жизни отмечается в отношении зрительной образной произвольной кратковременной памяти (дисперсия признаков 6,74%).

Что касается степени изменчивости конкретных психофизиологических показателей студентов, обусловленных совокупностью важнейших факторов качества жизни, то и здесь получены убедительные данные, свидетельствующие о высокой избирательности воздействия факторов на разные аспекты зрительного восприятия и памяти. Очень высокая вариабельность, обусловленная флуктуациями качества жизни и достигающая 12-24%, обнаружена для таких показателей психомоторной подвижности и зрительно-моторной координации, как количество и вариабельность правильных ответов, скорость воспроизведения зрительного образа и вариабельность времени между отдельными реакциями. По второй методике – для показателей качества и продуктивности мнемонической деятельности, по третьей методике – в отношении вариабельности объема и качества эйдетической памяти, скорости воспроизведения зрительного образа. Качественные характеристики изменчивости результативных признаков очень специфичны и не тривиальны.

Аналогичные результаты получены нами в отношении других важнейших психофизиологических показателей, регистрируемых с использованием тестовых комплексов “Ритмотест”, “Бинатест”. Вся совокупность данных позволяет говорить о наличии выраженных изменений психофизиологии человека, специфических для отдельных факторов качества жизни. Системные многоаспектные исследования, необходимые для решения заявленной проблемы, резко выделяются по сложности и затратам труда и потому невозможны без использования современных компьютерных тестовых комплексов, выпускаемых НИИ медицинского приборостроения. Точно также они невозможны без использования современных технологий прикладного системного анализа.

Содержание конференции | Секция1