ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ И УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А.В.Пятков, О.Г.Минина, Н.И.Бобылева

Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кафедра психологии и психофизиологии
г. Северодвинск

Под познавательной готовностью ребенка к школе подразумевается готовность его к познавательной деятельности, которая заключается в восприятии окружающего мира, его осмыслении, запоминании. Одним из важнейших условий, облегчающих ребенку процесс познания, является развитие у него различных свойств памяти. При этом именно к 6-7 годам в психике появляется важное новообразование: дети овладевают собственно мнемонической деятельностью, у них возникает произвольная память.

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей мнемонической деятельности детей старшего дошкольного возраста в связи с успешностью их обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). В обследовании принимали участие дети, посещающие ДОУ, всего 44 человека (22 мальчика и 22 девочки, старшая и подготовительная группы по 22 человека).

Для оценки показателей зрительной памяти и зрительного восприятия при воспроизведении зрительных матричных образов различной сложности использовалась тестовая микропроцессорная система “Мнемотест”. В описании методик исследования зрительного восприятия и зрительной памяти, а также в интерпретации полученных нами данных использована адаптированная система показателей ТКС, предложенная в НИИ педиатрии РАМН (О.И.Маслова и сотр., 1997, И.Д.Головкина и соавт., 1997). Нами применялись следующие 3 процедуры (методики) обследования: М2, М4 – режимы для исследования зрительной памяти и восприятия с экспозицией светового образа 5 000 и 100 мс; М5 – режим для определения общей оперативности психомоторной деятельности. Успешность обучения и воспитания определялась методом парных сравнений по разработанной нами методологии (А.В.Пятков, 1995) в следующих видах деятельности: научение (усвоение знаний), продуктивная деятельность (рисование), физическая активность (занятия физической культурой).

Полученный материал обработан с использованием вариационной статистики и многомерного статистического анализа, включающего множественный корреляционный анализ, факторный анализ (метод главных компонент, косоугольное решение), кластерный анализ, в том числе кластеринг (Б.Г.Миркин, 1991) по методике определения окончательных нуклоидов в нашей модификации (А.В.Пятков, 1995).

Анализ данных показал, что успешность обучения существенно зависит от половозрастных факторов. При этом отсутствуют различия в успешности обучения детей в старшей и подготовительной группах ДОУ, что подтверждает физиологичность и потенциальную объективность разработанной нами методологии оценивания.

По измеряемым показателям мнемической деятельности обнаружены как половозрастные, так и межгрупповые различия. Наиболее существенные различия по полу и возрасту связаны с точностью зрительно – моторной координации, а по группе – с объемом эйдетической памяти.

Рассматривая влияние скорости и точности зрительно – моторной координации на успешность обучения и воспитания ребенка в разных видах деятельности, необходимо отметить следующие тенденции. Для детей, имеющих средние показатели по успешности в учении (усвоении знаний), характерна наибольшая скорость и наименьшая точность при выполнении заданий, а в продуктивной деятельности (рисование) и физической активности (занятия физической культурой) – наоборот, что, по-видимому, связано со спецификой анализируемых видов деятельности и теми требованиями, которые предъявляются детям в процессе обучения.

Существует прямая зависимость успешности обучения и воспитания от объема кратковременной зрительной памяти в таких видах деятельности как продуктивная и физическая активность. В усвоении знаний наибольший объем зрительной памяти характерен для детей со средней успешностью обучения, что связано, по-видимому, с преобладанием процессов запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. Не зависит от характера вида деятельности точность воспроизведения стимулов. В учебной и продуктивной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей дошкольного возраста.

Специфика влияния показателей эйдетической памяти на эффективность обучения заключаются в зависимости успешности детей в учебной деятельности (усвоение знаний) и продуктивной деятельности (рисование) от объема и точности воспроизведения образов. Для детей, имеющих высокие показатели успешности физической активности (на занятиях по физической культуре), характерно большое количество ошибок при воспроизведении образов и маленький объем мгновенной образной памяти.

Таким образом, эффективность обучения дошкольников существенно зависит от развития зрительного восприятия и зрительной памяти, но данная зависимость неоднородна и связана с видом учебной деятельности. В принципе, возможен и иной вариант трактовки причинно-следственной связи: зависимость развития показателей зрительной памяти от успешности обучения и воспитания ребенка в ДОУ. Поэтому, по-видимому, более адекватно утверждение об обнаруженной нами (с помощью современной психофизиологической аппаратуры, выпускаемой в НИИ медицинского приборостроения РАМН) нетривиальной и сложной взаимозависимости зрительной памяти и успешности обучения и воспитания в разных видах деятельности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание конференции | Секция1