СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА В ДИНАМИКЕ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Л.Е. Дерягина, П.И.Сидоров, А.Б. Гудков, Т.В. Цыганок

Северный государственный медицинский университет,
г. Архангельск.

Поведение - такой вид деятельности, который изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность. Факторами, определяющими поведение, служат наличие определенной доминирующей потребности и прогнозирование вероятности достижения этой потребности (Симонов П.В.)

Трудовая деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, характеризующаяся качественными и количественными параметрами, показывающими ее эффективность. Одним из путей достижения надежности и эффективности работы в экстремальных условиях является психофизиологический прогноз успешности профессиональной деятельности. В качестве модели адаптации к трудовой деятельности может служить первая практика на транспортных судах у курсантов мореходного училища.

Исследования проведены среди 70 курсантов мореходного училища до и после плавательной практики на транспортных судах продолжительностью не менее 6 месяцев.

Динамические характеристики поведенческого акта в виде показателей среднего времени между реакциями(30) и его среднеквадратического отклонения - СКО(31), а также дифференциальных показателей времени принятия решения при повторном выборе (32, 34) и их среднеквадратических отклонений (33, 35) в режиме без детерминации поведения стимулами внешней среды (свободный выбор); отклонения от темпа и точности переключений в режиме управляемого выбора при слежении за текущими предъявленными стимулами вероятностной структуры в задаваемом темпе с интервалом 400 мс. регистрировали на приборе "Бинатест" (ВНИИМП - ВИТА, Москва).

Для человека характерен наиболее разнообразный набор простых и сложных тактик поведения с существенной зависимостью от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Детальный анализ результатов выбора реакций в условиях свободного выбора позволил выявить следующие типологические группы:
  1. лица, предпочитающие одиночный выбор - низковариативные (НВ),
  2. лица, предпочитающие повторный и N раз подряд выбор - высоковариативные (ВВ),
  3. лица с равной вероятностью всех видов выбора - средневариативные (СВ).

Распределение по признаку вариативности выявило отличия как в скорости реакций, так и в используемых поведенческих тактиках.. Максимальная скорость реакций обнаружена у высоковариативных лиц, минимальная - у средневариативных как до, так и после практики. По дифференциальным показателям времени принятия решения при повторном выборе (32, 34) можно судить о выбранной поведенческой тактике. В группе средневариативных лиц до практики равно представлены как поисковая активность, так и использование уже имеющихся программ. После практики наблюдалось некоторое смещение в пользу выбора наличной последовательности программ. Высоковариативные лица в большей степени использовали имеющиеся поведенческие тактики. У низковариативных лиц явно преобладала поисковая активность в фоне, после практики использование имеющихся программ наблюдалось чаще.

Поисковая активность - это общий неспецифический фактор, который определяет устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения. Эта активность направлена на изменение ситуации, причем в условиях, когда субъект не уверен в результатах своего поискового поведения и отсутствует определенный прогноз исхода данной ситуации. В величине поисковой активности проявляются главным образом мотивационные компоненты и зависят при этом от сигналов внешней среды. Информационные компоненты определяются степенью информированности субъекта о внешней среде и способностью прогнозировать удовлетворение доминирующей потребности. Они определяют адекватность и точность поведенческих реакций, тем самым, оптимизируя поведения и повышая скорость обучения. Данное положение иллюстрируется результатами тестирования в условиях управляемого выбора: у высоковариативных лиц с максимальной представленностью информационных компонентов отмечалось минимальное отклонение от темпа.

Таким образом, в равных условиях неопределенности среды наблюдалось, по меньшей мере, три типа поведенческого реагирования. В процессе адаптации снижалась поисковая активность у всех исследуемых групп в результате получения необходимой информации по мере минимизации субъективной неопределенности среды. С нашей точки зрения, высоковариативные лица с достаточно высокой скоростью обучения наиболее адаптированы к деятельности в экстремальных ситуациях, поскольку адаптация в широком смысле - это процесс научения.

Содержание конференции | Секция1