ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

О.С. Вартанова

Психофизиологическая служба школы № 1959,
г. Москва

Целью исследования психофизиологических особенностей учащихся школы является определение влияния организации образовательного процесса на состояние психофизиологического здоровья детей, что позволит внести в образовательный процесс соответствующие коррективы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
  1. Проведение индивидуальной функциональной диагностики, определение показателей психомоторики, внимания, памяти, эмоционально-волевых показателей личности.
  2. Выявление детей одного возраста с общими затруднениями для дальнейшей коррекционной программы.
  3. Определение изменения показателей в течение всего учебного года.

Периодичность исследований для определения такого рода динамики-2 раза в год для групповых показателей и 4-5 раз в год для индивидуальных показателей.

Работа по психологическому профилю учащегося выстраивается с учетом индивидуального ритма и темпа развития и проводится с использованием психофизиологического комплекса КПФК-99 "Психомат" (разработка ЗАО "ВНИИМП-ВИТА").

Исследования проводятся со всем контингентом учащихся с 1 по 11 класс. Для каждой школы (начальной, основной и старшей) составлен свой набор методик с учетом психофизиологических особенностей и целей диагностики в этих классах. Также некоторые методики использовались при приеме в школу первоклассников.

Большое внимание уделяется оценке психологических особенностей детей младшего школьного возраста по времени простой и сложной сенсомоторных реакций. За год наработан материал, позволяющий выработать определенные нормы для каждого возраста. Эти данные вместе с показателями внимания, памяти и мышления учитываются при формировании классов.

Значительное внимание уделяется распределению классов классным руководителям. В этом случае и учащиеся и педагоги проходят полное обследование на КПФК "Психомат". Данные обрабатываются, и с учетом показателей (для класса-групповых, для педагога- индивидуальных) когнитивных процессов, сенсомоторных реакций, эмоционально-волевых показателей личности распределяются педагоги.

Применение комплекса "Психомат" в школе обеспечивает возможность эффективного и своевременного психодиагностического процесса как целых классов, так и индивидуальных учащихся, и дает возможность построения дальнейшей коррекционной работы с параллельным прослеживанием динамики изменений.

Содержание конференции | Секция1