СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЫ США

А.Ю. Давыдов, А.С. Кауфман, Л. Максимова

ООО СП УЛЬТРАМЕД-М,
125422, Москва, Тимирязевская, 1, тел. 211-42-92
ЗАО ВНИИМП-ВИТА,
125422, Москва, Тимирязевская, 1 тел. 211-48-38
Торговое Представительство Посольства США,
121069,Москва, Б. Молчановка, 23/38, стр.2 тел. 737-50-37

Современная лабораторная техника для медицины и биологии характеризуется высоким уровнем автоматизации технологических процессов. Наиболее явно сложность, техническое и информационное совершенство прослеживаются в широко используемых приборных группах, реализующих перспективные технологии: автоматах для биохимических, гематологических, иммунохимических, молекулярно-биологических исследований. Каждый из этих приборов представляет, по сути, лабораторию, в которой, согласно логике реализуемых методов исследования, автоматически происходит цепь синхронизированных процессов. Участие оператора обычно сводится, в сущности, только к загрузке исследуемых образцов и к заданию параметров анализа. При этом ряд используемых технологических процессов, физических и физико-химических эффектов является весьма широким, но для многих аналитических методик - общим. В большинстве случаев при анализах реализуются те или иные процессы массопереноса, термодинамические процессы, процессы основанные на исследовании оптических, электрических, ядернофизических и механических свойств объектов. Условия проведения технологических процессов в современной аналитической технике очень жесткие, а необходимые точности при измерительных процедурах очень высокие. Это обусловлено все возрастающими требованиями к точности результатов анализа, производительности приборов, и со все уменьшающимися допустимыми объемами исследуемого вещества. Для создания современного автоматического прибора требуется использовать узкоспециальные знания и опыт в разных областях науки и техники. Во многом успех создания вышеупомянутых приборов определяется сложившейся на мировом рынке специализацией и кооперацией приборостроительных фирм.

Так, очень широко используется принцип создания аппаратуры на базисе ОЕМ. ОЕМ - Original Equipment Manufacture (настоящие производители продукции), как правило, высокоспециализированные фирмы занимающиеся разработкой и поставкой функционально законченных элементов и узлов аппаратуры. Эти фирмы известны в основном ограниченному кругу изготовителей конечных продуктов (Brand Name). По отношению к широкому кругу конечных пользователей приборов их деятельность является скрытой. Они не нуждаются в значительных расходах на широкую рекламу, не содержат крупных региональных представительств и т.п., что положительно сказывается на цене их продукции.

Таким образом, фирма изготовитель конечных продуктов может не затрачивать усилия на разработку множества узлов и элементов приборов, а сосредоточиться только на правильном выборе элементной базы из широкой номенклатуры ОЕМ, поиске компоновочных решений, отвечающих системной логике аналитической технологии, реализуемой в разрабатываемом изделии, на его специфическом математическом, метрологическом, информационном обеспечении и маркетинге.

Такая кооперация весьма выгодна: создатель конечных продуктов может не нанимать специалистов по проектированию тех или иных узлов аппаратуры и не производить их. Тем самым существенно сокращаются сроки, прямые и косвенные затраты на создание и подготовку производства новой техники. Кроме того, использование элементов от известных ОЕМ гарантирует высокое качество этих элементов. Несомненна эффективность использования ОЕМ продуктов также при создании экспериментальных приборов и установок для обеспечения научно-исследовательских работ. С помощью ОЕМ легко реализуется высокоэффективные модульные аналитические системы (МАS- Modular Analytical System).

Рынок изделий медицинской техники в США определяют в основном 800 производителей приборов и аппаратов, диагностических продуктов и медицинских информационных систем - членов ассоциации HIMA (Health Industry Manufacturers Association). На долю этих производителей сегодня приходится около 90% из 68 млрд. долларов общего объема годовых продаж соответствующих продуктов в США и более 50% из 159 млрд. долларов общемирового объема годовых продаж этих продуктов.

На мировом рынке ОЕМ продуктов для лабораторной медицины наиболее представительным является сегмент США (64% общего объема соответствующих продуктов в стоимостном выражении). При этом индекс ОЕМ - соотношение количества ОЕМ к количеству Brand Name - в США составляет около 32%. Этот показатель хорошо коррелирует с данными, полученными на основании анализа деятельности экспонентов представительной ежегодной выставки LAB EXPO (2000 г. Сан-Франциско, США), где из 520 экспонентов 142 (27%) позиционировались, как ОЕМ. Однако сегмент лабораторной медицины сильно структурирован. Если выделить секторы Brand Name и ОЕМ производителей приборов, то получим иной результат – индекс ОЕМ равен 13%. Индекс ОЕМ для производителей диагностических продуктов (сухая химия, реагенты, сыворотки и т.д.) рассчитанный по тем же исходным данным составляет 41%. Вышеприведенные индексы отражают тот факт, что при умеренных производственных затратах, которые характерны для наработки собственно диагностических продуктов (групповые технологии), и, как следствие, обилии производителей, продвигать на рынок (огромное количество конечных пользователей) эти продукты под собственной маркой для многих производителей экономически нецелесообразно - выгоднее продать их в качестве ОЕМ. Brand Name, доводя эти продукты до конечного пользователя, взаимодействуют, как правило, с несколькими ОЕМ, имеющими взаимодополняющую номенклатуру и тем самым выполняют не только товаропроводящую роль, но и роль системных интеграторов, обеспечивая комплексные поставки, наиболее полно отвечающие нуждам потребителей.

Следует отметить, что деление производителей на ОЕМ и Brand Name соотносится с конкретной ситуацией. Одна и та же фирма может в зависимости от экономических и маркетинговых условий выступать в роли Brand Name и/или в роли ОЕМ то есть поставлять, например, выпускаемый ей прибор, диагностический продукт, как под своей маркой, так и продавать его другой фирме на базисе ОЕМ для выпуска под маркой этой фирмы. На рынке диагностических продуктов широко распространены поставки ОЕМ продуктов, снабженных сертификатом производителя, в групповой таре (in bulk), в таре без маркировки (no label), на которую при необходимости Brand Name нанесет свою марку, или с маркировкой по спецификации покупателя (private label). Естественно, все заботы по доведению продукта до конечного пользователя, включая значительные расходы на испытания, регистрацию, маркетинг берет на себя Brand Name.

Для производства элементов приборов требуется серьезная машиностроительная технологическая база и значительные производственные затраты - такие элементы лучше купить у ОЕМ. При этом, рынок для ОЕМ поставщиков приборной продукции принципиально ограничен несколькими сотнями приборостроительных Brand Name. Данный рынок устоявшийся, на нем действуют, как правило, фирмы, имеющие огромный приборостроительный опыт, отличную репутацию и зачастую длительную историю (свыше 100 лет), либо молодые фирмы, предлагающие новые уникальные элементы и технологии. Продукция нескольких известных ОЕМ применяется в большинстве имеющихся на рынке приборах. Примерами являются шприцевые дозаторы, рабочие органы дозаторов, клапаны, насосы, элементы оптических систем, исполнительные органы роботизированных систем.

Как в случае приборостроения, так и при производстве диагностических продуктов вышеуказанные формы специализации и кооперации доказали свою эффективность по разным критериям и способствуют не только благосостоянию производителей, но и формированию высокого стандарта медицинского обслуживания.

Содержание конференции | Секция5