ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОДИЛЬНОГО ДОМА

А.А.Сидоров, Е.Е.Ковшов

Родильный дом №17 г.Москвы
(127591, Москва, ул. 800-летия Москвы, 22; т. 906-01-31)

Последнее десятилетие XX века характеризуется бурным развитием средств вычислительной техники, общесистемного и прикладного программного обеспечения, появлением новых программных и сетевых технологий, вхождением персональных ЭВМ в повседневную жизнь людей.

Клинические стационары вообще и родильные дома, в частности, являются хорошим полигоном для реализации новых подходов и методик, которые могут быть использованы как с целью повышения эффективности лечебного процесса и медицинского обслуживания населения, сокращения сроков обработки данных по пациентам, так и накопления, анализа разносторонней информации для последующей разработки новых лекарственных препаратов и способов лечения.

Предлагаемая к рассмотрению информационно-аналитическая система родильного дома (ИАС РД), в первую очередь, предназначена для информационной поддержки деятельности руководства и медицинского персонала родильного дома путем предоставления оперативной информации о ходе обслуживания пациентов, а также - программно-математических средств анализа данных и генерации отчетных документов.

Весь объём работ по созданию полнофункциональной ИАС РД подразделяется на два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе выполнения работ реализуется базовая информационная система, осуществляющая централизованный сбор, накопление и обработку информации, поступающей из приемного, родильного, послеродового отделений и отделения новорожденных. Вся информация упорядочивается и хранится в централизованной базе данных (БД) в едином формате. Кроме того, обеспечивается управление БД, назначение прав доступа пользователей и администрирование ресурсов системы.

Благодаря специализированному программному обеспечению сотрудники родильного дома получают возможность оперативного поиска и регламентированный доступ к информации о пациентах.

Для формирования отчётов предоставляются средства вывода информации на печать в стандартной форме, принятой в родильном доме. Кроме того, в системе предоставляется возможность получения стандартного набора отчётных документов для вышестоящих организаций и прочих учреждений.

При разработке системы предусматривалась её круглосуточная эксплуатация в условиях невысокого уровня компьютерной грамотности медицинского персонала с регламентированными перерывами на резервное копирование/восстановление данных и техническое обслуживание средств вычислительной техники.

Пользовательский WIMP-интерфейс системы интуитивно прост и понятен как для работы, так и для обучения, а в программном обеспечении предусмотрена встроенная функция оперативной помощи пользователю.

Каждому подразделению родильного дома соответствует специализированная подсистема, обслуживающая потребности этого подразделения и предоставляющая на сервер данные по своей специализации. Каждая подсистема представляет собой один или несколько компьютеров, оборудованных специализированным программным обеспечением и соединенных с сервером локальной вычислительной сетью. Программное обеспечение устанавливается в соответствии с видами медицинских услуг, оказываемых пациентам родильного дома. Задачу хранения и обработки данных выполняет подсистема хранения и обработки информации (подсистема-сервер). Обслуживает работу всей системы - подсистема администратора системы.

В минимальной конфигурации ИАС РД включает: четыре подсистемы отделений, подсистему Главного врача, подсистему хранения и обработки информации, подсистему администрирования информационной системы.

Подсистема информационного обеспечения приемного отделения. Выполняет функцию ввода в систему сведений о поступивших пациентах в объеме Обменной карты, обеспечивает заведение новой Истории родов, ввод сведений о том в какое отделение направляется роженица. Осуществляет поиск информации о пациентах, в объёме предусмотренном для родственников.

Подсистема информационной поддержки родильного отделения. Выполняет функцию предоставления, сбора и обработки служебной информации в родильном отделении и полученную из приемного отделения. Обеспечивает быстрый доступ к интегральной информации о пациентах и текущем состоянии процесса обслуживания (поступление, данное анализов и обследований, диагностика терапия и др.).

Подсистема информационного обеспечения послеродового отделения. Выполняет функции отслеживания текущего количества пациенток и распределения их по палатам отделения; формирование списков пациенток по определенным признакам (текущее состояние, осложнения в родах и после родов и др.), по видам назначения (листов назначения); перемещение пациентов в другие отделения или стационары.

Подсистема информационного обеспечения отделения новорожденных. Выполняет функции ввода в систему сведений о ежедневном наблюдении медицинской сестры за новорожденным, его предварительного и заключительного диагноза; данных вскармливания ребенка; информации о матери (ФИО, возраст, национальность и др.), расположении ребенка и матери (палата, кровать); данных о вакцинации и т.д.

Подсистема рабочего места Главного врача. Обеспечивает мониторинг состояния коечного фонда отделений родильного дома по количественному и качественному составу; перемещений рожениц и новорожденных между отделениями; просмотр историй родов в электронном виде; получение статистической информации по различным обусловленным критериям и т.д.

Подсистема хранения и обработки информации. Выполняет функцию хранения медицинской информации (хранилище данных). Автоматически вычисляет и хранит показатели работы учреждения за отчетные периоды, защищает информацию от неблагоприятных факторов воздействия пользователей. Подсистема хранения и обработки информации построена таким образом, что подключение очередных отделений родильного дома не требует ее существенного изменения или изменения структуры хранимой информации. Кроме того, проводится анализ целесообразности включения в состав хранилища данных информации в аудио формате (хранение ежедневных наблюдений, вводимых с помощью микрофона), в графическом формате (изображения, снятые с диагностических приборов) и др.

Подсистема администрирования системы. Выполняет функцию управления правами доступа сотрудников родильного дома к различным подсистемам и различным видам информации, хранимой в информационной системе. Обеспечивает процедуру резервного копирования и восстановления информации из архива.

Прикладное программное обеспечение каждой подсистемы поддерживает функцию оперативное помощи пользователю по работе в информационной системе родильного дома.

Функции обслуживания ИАС РД выполняет один администратор системы, он же - администратор вычислительной сети. Выполняя свои обычные обязанности, администратор системы оперативно реагирует на возможное возникновение различного рода сбоев в работе технических средств, общесистемного или прикладного программного обеспечения.

Доступ к работе в системе имеют только лица, зарегистрированные администратором системы. Процедура регистрации пользователей производится на рабочем месте администратора согласно иерархии уровней доступа пользователей к работе с теми или иными подсистемами и с той или иной информацией в соответствии с занимаемой должностью и кругом функциональных обязанностей.

На втором этапе выполнения работ реализуется та часть информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие с данными, поступающими из отделений: пренатальной диагностики, патологии беременности, обсервационного; реанимации новорожденных; анестезиолого-реанимационного; клинико-диагностической лаборатории; аптеки; бухгалтерии; отдела кадров и других вспомогательных подразделений.

Кроме того, следует отметить возможность организации обмена данными ИАС РД с системами других лечебно-профилактических учреждений и вышестоящих организаций посредством информационных технологий всемирной сети Internet.

Таким образом, создание и эксплуатация ИАС РД в окончательном виде без сомнения приведёт к:
  • повышению эффективности работы медицинского персонала родильного дома путём применения современных программно-аппаратных средств и информационных технологий;
  • обеспечению информационной поддержки администрации родильного дома, включая вычисление стандартного набора статистических показателей работы отделений, подключенных к системе, получение базового набора статистических сводок и отчетных материалов;
  • обеспечению информационной поддержки функционирования приемного, родильного, послеродового отделений и отделения новорожденных, а также – отделений пренатальной диагностики, патологии беременности, обсервационного; реанимации новорожденных; анестезиолого-реанимационного; клинико-диагностической лаборатории; аптеки; бухгалтерии; отдела кадров и других вспомогательных подразделений;
  • созданию централизованной БД и хранилищ и киосков данных на основе информации, циркулирующей в родильном доме;
  • обеспечению возможности получения базового набора отчётных документов для других учреждений.

Содержание конференции | Секция10