МЕДИЦИНСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ


ДИФФЕРЕНЦАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И СИНДРОМА МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Н.Д. Макулова, О.И. Маслова, Д.С. Надеждин, Е.В. Матвеев

Научный центр здоровья детей РАМН, ВНИИ Медицинского приборостроения, г. Москва

В настоящее время отмечается тенденция к ухудшению состояния психического здоровья детского населения: число школьников, абсолютно здоровых психически, снижается с 30% в 1 классе до 16% в 9 классе средней школы. Возрастает число школьников, имеющих проблемы так называемой “школьной дезадаптации”, связанной как с девиантным поведением, так и с различными состояниями нарушенного интеллекта в целом или отдельных когнитивных функций. Одной из наиболее значимых проблем является изучение нарушения познавательной сферы у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью (ПИН), включающей в себя как группу детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД), так и легкие формы умственной отсталости. Недостаточная сформированность высших корковых функций приводит к появлению значительных трудностей в обучении, что наряду с поведенческими проблемами приводит к развитию школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации. Важной проблемой является разработка объективных методов отграничения состояний интеллектуальной недостаточности при ММД и легкой степени умственной отсталости. Несмотря на большое количество методических разработок, посвященных этому вопросу, на практике совершается большое количество ошибок при определении детей в специализированные школы. Современные авторы указывают высокую вероятность гипердиагностики олигофрении, особенно среди детей из социально неблагополучных семей или детей - сирот, что оказывает большое влияние на их дальнейшую судьбу.

В настоящее время одной из важнейших проблем становится разработка методов объективной и комплексной, качественно-количественной оценки как дефицитарных, так и сохранных высших психических функций, лежащих в т.н. “зоне ближайшего развития”, у каждого конкретного ребенка. Именно такой подход. Только такой индивидуальный подход, позволяющий устанавливать функциональный диагноз личностного (в т.ч. интеллектуального) развития и на его основе определять тип школьного обучения и проводить индивидуальные медико-коррекционные и реабилитационные мероприятия, является необходимым условием успешной адаптации ребенка.

Задачей данного исследования было определение количественных и структурных особенностей функционального состояния высших психических функций у детей с ММД и УО при комплексном психофизиологическом обследовании детей и подростков с нарушениями интеллекта с помощью разработанных во ВНИИ медицинского приборостроения РАМН тестовых компьютерных систем “Ритмотест”, “Мнемотест”, “Бинатест”. Нами обследовано 30 детей 8 - 15 лет с различной неврологической патологией, наблюдавшихся в психоневрологической клинике НИИ педиатрии РАМН: 18 чел. - с синдромом ММД и 12 чел. - с умственной отсталостью (УО) легкой степени (дебильность). Группа контроля включала 50 здоровых школьников 8 - 15 лет. Результаты: у пациентов с синдромом ММД было выявлено снижение объема произвольного внимания на 22%, кратковременной зрительной памяти - на 13%, слухового и зрительного восприятия - на 30%, скорости аналитико-синтетических процессов - на 25%, скорости тонкой двигательно- координаторной деятельности - на 14%. В группе УО аналогичные отклонения составили 43%, 44%, 90%, 120%, 58% по сравнению с группой контроля (р<0,01). Кроме того, выявлены принципиальные различия в построении вероятностного поведения пациентов исследуемых групп.

Выводы: 1) Продемонстрирована высокая информативность обследования детей с ММД на ТКС “Ритмотест”, “Мнемотест”, “Бинатест” для выявления и объективной оценки состояния как поврежденных, так и сохранных высших психических функций, лежащих в т.н. “зоне ближайшего развития”. 2) У всех пациентов группы ММД показан парциальный характер когнитивного дефекта с преимущественным нарушением восприятия, внимания, сенсомоторной деятельности и тонкой двигательной сферы, при этом значительная часть отклонений находилась на пограничном уровне. 3) В группе УО отмечалось тотальное снижение всех показателей когнитивной деятельности с преобладанием грубых нарушений познавательных систем. 4) Разработаны объективные дифференциально-диагностические критерии выявления и отграничения состоянии пограничной интеллектуальной недостаточности при синдроме ММД от физиологической нормы и умственной отсталости легкой степени, которые позволят устанавливать более корректный диагноз, прогнозировать интеллектуальное развитие ребенка и проводить адекватные медико-социальные реабилитационные мероприятия.


"Медицинские Компьютерные Системы"
103460, Москва, а/я 58
Тел.: (095) 532-89-85
Тел./Факс: (095) 532-89-86
E-mail: common@mks.ru